Сочинения по темам центрального региона

5 сочинений по темам "Итогового сочинения 2015/16".

Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Краснодар, Ростов, Нижний Новгород, Киров, Уфа, Крым и другие.




Когда хочется остановить мгновение?

Обычно люди желают остановить мгновенье в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих, уже никогда не вернуть. Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или закат солнца. Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое время. Например, когда находишься рядом с человеком, которого любишь.
Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита перестала ценить эти минуты и стала чаще проводить время вне дома. После того как любимый пропал, у девушки было время подумать над своими чувствами, и позже, следуя по нити событий, мы видим, через какие трудности готова была пройти Маргарита, чтобы вновь вернуть любимого. За то, чтобы снова увидеть Мастера, девушка продала душу дьяволу, побывала на балу у сатаны и перетерпела ужасные муки, а тот момент, когда герой вновь оказался в её объятиях, был, наверное, самым долгожданным за всю её жизнь. Я думаю, что тот миг, в котом девушка вновь встретила любимого и поняла, что никто и никогда больше не сможет их разлучить, героиня хотела бы остановить навечно. И, кажется, Воланд дал ей такую возможность.

Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», судя по всем признакам, не был способен на любовь. Но я склоняюсь к тому, что Григорий Александрович просто подавлял в себе это чувство, и на самом деле готов был навсегда остановить время, чтобы остаться с девушкой, чью жизнь успел изрядно искалечить. Судя по образу мышления героя и циничному отношению к жизни, трудно сказать, что в его разум могла попасть подобная мысль, однако из эпизода с погоней на коне мы узнаем истинные чувства героя. Его волнение, заставляющее Печорина бешено гнать коня, резкие, судорожные и в какой-то степени отчаянные движения показывают, что если бы он все-таки догнал карету с Верой и успел бы хоть на миг увидеть это девушку, он пожелал бы растянуть этот миг на всю свою оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, этого мига не наступило, и герой предпочел заглушить в себе былое желание и больше никогда ничего подобного не чувствовал.

Остановить мгновение невозможно - время уходит бесследно, это подтверждают и примеры, приведенные выше, и простой жизненный опыт. Однако приблизить какой-то миг и постараться выжать из него самый максимум может каждый из нас. Поэтому важно ценить данное нам время и пользоваться каждым мгновением своей жизни, ведь это все, что у нас есть.


Что дом может рассказать о своём хозяине?

Издревле известно, что дом еще с момента постройки начинает накапливать энергетику своего хозяина и со временем будто бы образовывает слепок его души. По размеру жилья, по его внешнему и внутреннему облику, по мелким и крупным говорящим деталям быта можно определить характер хозяина, его склад ума, уклад жизни и даже душевное состояние. Неслучайно дом является одной из ключевых деталей, с помощью которых писатели раскрывают образ персонажа.

Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ комнаты Ильи Ильича не просто идентичен по своей сути главному герою. Квартира со всеми многоговорящими деталями очень ярко дополняет образ своего хозяина. В её описании автор употребляет словосочетание «с первого взгляда» - «…с первого взгляда казалась прекрасно убранною…», и позже, следу по сюжету, мы понимаем, что и сам Обломов лишь с первого взгляда деятелен – все его существование, описанное в самом начале произведения, лишь имитация жизни. О лени хозяина и его слуги говорит множество деталей: паутина и пыль повсюду, осевший диван, отклеивающееся с мебели дерево, пятна и залежалые остатки еды и многое другое. О его бездеятельности – пыльные страницы книг, прошлогодние газеты и засохшая чернильница. Все это прекрасно характеризует образ Ильи Ильича Обломова и как ничто другое описывает его внутреннее состояние, его характер и образ жизни в целом.
Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» очень точно использует прием художественной детали для полной передачи образов помещиков. Так, с помощью описания дома Собакевича, автор познакомил нас с героем еще до его появления в сюжете. Читая описание поместья, мы видим ошарашивающую своей величиной деревню и крепкие, добротные, сделанные на совесть постройки. Сам дом сделан «для удобства», а его стены Н.В. Гоголь даже характеризует как «дикие». Все постройки, включая и сам дом, кажутся неказистыми и кривыми, однако очень грубыми, прочными и полновесными. То же самое автор описывает и внутри дома: каждый элемент декора своими размерами, своим видом и прочностью напоминает хозяина дома, и позже, знакомясь с самим Собакевичем, мы в этом убеждаемся. Н.В. Гоголь делает акцент на том, что герой похож «на средней величины медведя» и во всех своих качествах не уступает своему поместью. И даже в том, как Собакевич ведет дело, герой проявляет себя как крепкий хозяин, «человек – кулак»: он знает все имена и достоинства своих крепостных, не упускает ни единой возможности обмануть и даже вводит в список продаваемых душ свою жену. Поместье и дом Собакевича являются деталью, полностью выражающей и дополняющей образ Собакевича как человека тучного, грубого, прочного, незыблемого, неказистого и больше похожего на животного, нежели на человека.

Таким образом, легко сделать вывод, что жилище, как изнутри, так и снаружи, может полностью раскрыть образ своего хозяина: как с хорошей, так и с плохой стороны. Дом раскрывает все черты нашего характера, и даже те, что мы тщательно пытались скрыть.


Какие качества раскрывает в человеке любовь?

Любовь – это то чувство, которое, подобно лакмусовой бумажке, выводит наружу все качества человека и все грани его характера. В художественной литературе даже существует такой прием как «проверка любовью» - один из признаков достойного персонажа с чистой, неиспорченной противоречиями душой. Именно в ходе такой «проверки» зачастую выявляются многие качества, с первого взгляда не заметные читателю.
Например, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор показывает нам, какую градацию перемен проходит главная героиня. Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она одиноко прогуливается по городу с желтыми цветами в руках - уже из этого факта сам по себе возникает вывод о том, что женщина не была особо привязана к своему супругу, к тому же, и самого Мастера поразило её «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах». Затем, следуя по сюжету романа, обращая внимание на предысторию каждого персонажа, мы понимаем, что Маргарита не испытывала особой страсти в браке, в ней не было привязанности и трепета по отношению к супругу, в её поведении даже можно было заметить оттенки гордости, в свободное время она предпочитала находиться одной. Но с приходом в её жизнь Мастера, с приходом настоящей, искренней, страстной, глубокой любви все предыдущие предрассудки Маргариты словно улетучились – не стало ни одиночества в глазах, ни оттенков гордости, девушка абсолютно все свое время проводит с любимым, сочувствуя и сопереживая ему, она буквально живет его творчеством, а позже даже продает душу дьяволу за то, чтобы вечно находиться рядом с Мастером. Любовь раскрыла в главной героине преданность и жертвенность, степень которых, наверное, даже самая героиня без любви к Мастеру не могла себе представить.

Иногда любовь кардинально меняет характер человека и даже способствует взрослению личности. Так произошло с героем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым. Мы знакомимся с ним, когда тот только переходит порог взросления, но все еще остается слегка избалованным птенцом, только что вылетевшим из-под уютного крыла любящей матери и слегка безразличного отца. Затем, встретив Марию, герой влюбляется и это сначала заставляет его действовать опрометчиво, растрачивая время на бесполезные дуэли, подвергая тем самым риску собственную жизнь. Однако и этот поступок уже был достоин уважения, ведь тем самым Петр защищал честь возлюбленной, что уже является подвигом, о каком ранее Гринев даже не помышлял. И с течением времени чувства героя все больше и больше усиливаются, в нем появляется твердый героизм и чувство собственного достоинства, поэтому герой не боится ни Пугачева, ни смерти и даже жалеет когда-то ненавистного, а теперь до ужаса жалкого Швабрина. Любовь окрыляла его и поддерживала в трудные минуты, каких было немало, давая толчок к действиям. Она раскрыла в нем невероятную храбрость и героизм, а также чувство собственного достоинства.

Однажды почувствовав любовь, человек запускает в себе механизм изменения характера, который начинает работать усерднее с усилением чувств. Благодаря этому зачастую человек раскрывает в себе новые качества, доселе ему неизвестные.


Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

Невозможно отрицать тот факт, что жизнь – это череда событий и всевозможных решений. Все, что происходит в нашей судьбе, является следствием наших поступков, поэтому важно осознанно подходить к любому выбору и уметь вовремя отказать от своих убеждений, либо вовремя убедиться в их исключительной верности.

Жизненный путь Григория, главного героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», был полон ситуаций, в которых нужно было делать серьезные решения. Говоря о нравственном выборе героя, сказать однозначно, во всех ли ситуациях его решения были правильными и верными, нельзя. Но Григорий на протяжении всего романа руководствуется только своими собственными убеждениями и принципами, всегда думает о своих близких и всеми силами пытается угодить всем, при этом иной раз сам оказываясь ни с чем. Сначала Герой метается от Натальи к Аксинье, позже, на войне, его душу терзают противоречия – его добрая натура против кровопролитий, однако убийство австрийца совершилось, и кровь его навсегда останется на руках Григория. Герой также несколько раз пытается сделать выбор, быть на стороне красных или на стороне белых, но что бы он не совершал, каким бы метаниям не подвергался и какой бы выбор ни делал – Григорий всегда возвращался домой, ведь сердце его желало лишь семейного счастья и спокойствия.

Зачастую жизнь предоставляет человеку выбор с целью так называемой «проверки»: проверки любовью, дружбой, семьей. Герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» приходилось ни раз проходить такую «проверку», приходилось ни раз делать выбор, несущий за собой логичные последствия. Евгений метался между городским обществом и деревенским, попутно выражая пренебрежение к обоим категориям. Изначально он сделал выбор в пользу одиночества и отказал Татьяне в чувствах, попутно проведя с ней нравоучительный разговор. Но противоречивость героя сыграла с ним злую шутку: в тот момент, когда нужно было выбирать в пользу дружбы, герой испугался общественного мнения. Мнения того самого светского общества, к которому, казалось бы, испытывал неприязнь. Евгений согласился на дуэль и убил прекрасного поэта, позже получив по заслугам. Судить нельзя, однако, мне кажется, что есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то история приобрела бы совершенно иное направление.

Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл– настолько светлым будет наше будущее.


Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Ни для кого уже не является секретом тот факт, что чтение способствует умственному, духовному и физическому развитию человека и существенной градации его способностей и мироощущения в целом. Однако даже при наличии всех этих плюсов, чтение не пользуется у людей таким спросом, как, к примеру, телевидение или компьютерные игры. Существует особый пласт людей, принципиально не читающих книги, есть и те, кто просто не может заниматься этим по каким-либо причинам. Остальные же читают либо для повышения умственных способностей, либо для устранения стресса или легкой отрешенности от реальности – другими словами, для отдыха. И нельзя точно сказать, что есть для человека чтение: ситуации могут быть разными, и вариации их использования тоже многочисленны.

Например, для героя из романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» с самого детства чтение было лишь глаголом, не имеющим за собой какого-либо смысла, а книга - предметом, о котором он мог случайно услышать от родителей. В свои 30 лет Чарли имел уровень развития ребенка, и лишь после операции и долгой и мучительной терапии он смог взять в руки книгу и попытаться её прочесть. Это, совершенно точно, нельзя было назвать отдыхом. Чтобы связать вместе буквы, и, тем более, слова, Чарли пришлось очень сильно постараться, и первое время он не заходил дальше одной страницы. Однако упорство героя помогало ему перебарывать свою боль и с течением времени наращивать количество и качество прочтенного текста. Поистине, чтение было для Чарли частью работы – долгой и мучительной работы над собой.
Совсем по-другому занималась чтением художественной литературы героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, в отличие от её сестер и других членов семьи, сплетням предпочитала чтение художественных произведений. Она действительно наслаждалась книгами и буквально жила ими. Девушка представляла себя одной из героинь любимых романов и, погружаясь в этот мир «обольстительного обмана», создавала в своем сознании идеальные образы. Татьяна, будучи личностью незаурядной, пыталась отгородиться от обывательства и пошлости окружающей её реальности, и в этом ей помогали книги: они стали её отдушиной.

Для кого-то книги могут быть причиной нервных расстройств, для кого-то ежедневным стимулятором мозга. Кому-то они мог приносить счастье и расслабленность, а для кого-то служить наказанием. Единого мнения не существует: читать или не читать – выбор каждого. Однако это ни в коем случае не может умалять заслуг художественных произведений.


18 января 2016