Автор: Чурикова Татьяна Михайловна.

Время

1. Отрезок жизни.
Всё течет, всё меняется…
В каком соотношении находится прошлое и будущее. Где человек? Куда несет людей течение жизни?
«Куда несет нас рок событий?»(Есенин)
Обдумывание человеческой жизни в аспекте ее смысла и целей, разного рода соотношений.
Время жизни как жизнетворчество (тот же Путь).
Что сделал?
«В жизни всегда есть место подвигам» (М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль»). Эти слова обозначают главный способ человеческого бытия.

2. Конфликт человека и времени.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают»… (Кушнер).
Человек считает себя правильным, справедливым, необходимым…Но время, в которое он живет, не нуждается в нем таком. Оно считает это безумием, сумасбродством, даже предательством… (Дон Кихот, Чацкий, Базаров).
Чувствует себя чужим, обреченным. «Людям ХХ века досталась тяжёлая смерть, потому что век умер раньше их…» (Юрий Тынянов)
Жизнь человека превращается в череду мучительных выборов.

3. Время как форма организации карточного мира в художественном произведении. (Хронотоп).
Лермонтов «Герой нашего времени» - расположение глав.
Пушкин «Царь с царицею простился….» - почему пейзаж за окном не меняется? «Девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…» Тоска. Всё застыло. «Опустела без тебя земля»…И только потом начинают интенсивно происходить события. Почему?

Дом

1. Живая связь поколений.
Внутреннее состояние человека. Я делаю дом – и дом делает меня. Это та среда, которая формирует характер.
а)Н.В. Гоголь 11 глава «Мертвых душ» (детство Павлуши Чичикова).
б) Л.Н. Толстой «Война и мир». Гостеприимный, радостный дом Ростовых, чопорно-надменный дом Болконских, где всё подчинено воле папочки.
Своеобразная духовно-нравственная автономия.
в) Бездомье как сущностное свойство человека, объясняющее причину его жизненной драмы.
Дом - это то, что выведет человека на правильный путь из любой жизненной периперии:.
Любили тебя безо всяких причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется главной опорой твоей…

2. Дом как убежище.
Первоначальная функция жилища – обеспечить потребность человека в безопасности.
Гончаров «Обломов» (диван)
Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» (норка)
Чехов А.П. «Человек в футляре»
Подобное поведение «героев» - бегство от действительности. Осознание того, зачем жил… Бегство – это нравственная капитуляция перед жизнью, выражение духовной слабости…
Дом может перестать быть крепостью… Наступает время, которое железным сапогом вышибает двери и врывается в мир людей. И вот этому жесткому натиску невозможно противостоять.
Л.Н.Толстой. «Тихий Дон».

3. Дом – воплощение культурно-преобразующей миссии человека. Это результат целенаправленной миссии человека

Любовь

1. Любовь как испытание на человечность.
Любовь – такое чувство, которое делает человека, чище, побуждает его на сознательное желание делать добро, возвышает духовно. Человек становится сильнее, справедливее, мудрее. Любовь учит жить, жертвовать…Человек в любви проявляет свои скрытые качества – либо силу, либо несостоятельность.
Карамзин «Бедная Лиза»
Пушкин «Капитанская дочка»
Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Бунин «Тёмные аллеи»
Островский А.Н. «Гроза»
Булгаков «Мастер и Маргарита»

2. Любовь как ценность.
Любовь как ценность, как основание выбора. Богатство, слава, благополучие, карьера, жизнь на одной чаше весов, любовь – на другой.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». (Гринев помогает Маше, ставя под угрозу долг, присягу, честь, жизнь, потому что не может поступить иначе. Не помочь Маше значит струсить, потерять честь, чувство собственного достоинства, потерять любимую – потерять жизнь…)
Булгаков «Мастер и Маргарита». (Маргарита, чтобы быть с любимым, ставит на кон жизнь, идет на сделку с самим Дьяволом.)
Такое решение подсказывает героям Любовь.

3. Любовь как трагедия.
Такой разворот темы показывает, что любой путь героя ведет к гибели – либо физической, либо нравственной. (Раскольников, Катерина, Маргарита)

Путь

1. Жизнь – это дорога, путь.
История развития событий в человеческой жизни. Становления, которые протекают во времени и пространстве. Открываются новые стороны деятельности, взаимоотношений.
Жизненная история героев является основой для выработки неких нравственно-философских закономерностей:
«Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин. Пескарь жил – дрожал, умирал – дрожал…Вывод – так жить нельзя.

2. Поиск смысла жизни
На примере главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. (Смотри тетрадь по литературе за 10 класс).
Взросление Наташи Ростовой.

3. Путь развития человеческой личности.
Становление новой личности путем самовоспитания и самообразования можно показать на примере Рахметова , героя романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров может стать примером самовоспитания, саморазвития.

4. Путь очищения души человеческой.
Такой разворот темы хорошо раскрывается на примере жизни героев романа Достоевского «Преступление и наказание». (Раскольников, Соня Мармеладова ).

Литература

literatura.docx [30.26 Kb] (cкачиваний: 332)
10 сентября 2015