Последний штрих
Пробное сочинение уже прошло и сбоев, по мнению экспертов, не было. Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова рассказала "РГ", что все темы готовы и утверждены Советом по проведению итогового сочинения, который возглавляет Наталья Солженицына. Регионам они станут известны ровно за 15 минут до начала написания работы и будут вывешены на двух сайтах - ФИПИ и ЕГЭ.
В самом крайнем случае - если вдруг забарахлил Интернет или заболел директор школы, у которого ключ от единственного в школе компьютера, - темы можно продиктовать по телефону. По какой схеме будут передаваться темы сочинений в каждую школу - решают региональные управления образованием.
Формулировки тем не будут содержать литературоведческие термины и понятия, такие, как "образ Катерины", "композиция романа "Отцы и дети", "романтизм лирического героя М.Ю. Лермонтова" и прочее. Темы формулировались так, чтобы они были полемичными, содержали проблему, призывали к рассуждению. Об итоговом сочинении можно судить по темам, которые были на апробации: "Трусость и предательство: как связаны эти понятия?", "Всегда ли любовь делает человека счастливым?", "Кто из героев литературы Вам интересен и почему?".
Эксперты долго спорили, разрешать или нет ученикам пользоваться на сочинении текстами. В результате постановили - нет, книг на сочинении не должно быть. С первой темой есть ясность: она связана с творчеством Лермонтова. И если выпускник будет цитировать стихи, то ему придется делать это по памяти. Любой филолог знает - авторская пунктуация, особенно в стихах, не всегда совпадает с современными нормами.
- Ошибки в запятых при цитировании стихов учитываются?
- Если знаки вариативны, то - нет, а если грубо нарушены современные нормы орфографии, то - да. Впрочем, можно обойтись и без цитирования (критерии этого не требуют). Кстати, допускается не более 5 ошибок на 100 слов, - поясняет она. - Если выпускник получит по сочинению "незачет", его можно будет пересдать в феврале или мае следующего года. В это же время смогут написать сочинение те, кто по каким-то причинам не написали работу 3 декабря.
После того как школьники напишут сочинения на специальных бланках, их сканируют и соберут в особый банк данных. Потом вузы смогут запросить сочинение и проверить его по тем критериям, которые рекомендовал им Рособрнадзор.
Одновременно с сочинением завтра выпускники с ограниченными возможностями здоровья будут писать изложение. Время для них увеличено на полтора часа. Есть и другие послабления: тексты выбирали эксперты Рособрнадзора вместе с коррекционными педагогами. В текстах будет яркая сюжетная основа, в них преобладает повествование (описание и рассуждение не играют определяющей роли), объем текста - не более 450 слов. Его будут читать детям три раза.
Изложение, как и сочинение, разрешается переписать. Но если ученик получит незачёт по изложению, к выпускным экзаменам, которые проводятся в щадящем режиме и совсем не похожи на ЕГЭ, его не допустят.
Советы выпускникам
Андрей Нарушевич, эксперт ЕГЭ, завкафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова:
- Каждая тема содержит вопрос, на который надо ответить в сочинении, подкрепляя рассуждения текстом художественных произведений. Накануне экзамена следует освежить знание классических произведений, таких как "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Война и мир" Л.Н. Толстого, перечитать произведения о Великой Отечественной войне, например, повесть В. Быкова "Сотников", и произведения, раскрывающие тему взаимоотношений человека и природы. Например, "Прощание с Матёрой" В Распутина. Классика всегда может помочь.
Запись вебинара с Алексеем Нарушевичем.
Ещё раз взгляните на критерии оценки сочинения.
В самом крайнем случае - если вдруг забарахлил Интернет или заболел директор школы, у которого ключ от единственного в школе компьютера, - темы можно продиктовать по телефону. По какой схеме будут передаваться темы сочинений в каждую школу - решают региональные управления образованием.
- Главное для школьника раскрыть тему на любом литературном произведении. Оно совсем необязательно должно быть из школьной программы. Можно взять, к примеру, Захара Прилепина, который на днях получил премию "Большая книга". Никто возражать не станет, - рассказала "РГ" Оксана Решетникова.
Формулировки тем не будут содержать литературоведческие термины и понятия, такие, как "образ Катерины", "композиция романа "Отцы и дети", "романтизм лирического героя М.Ю. Лермонтова" и прочее. Темы формулировались так, чтобы они были полемичными, содержали проблему, призывали к рассуждению. Об итоговом сочинении можно судить по темам, которые были на апробации: "Трусость и предательство: как связаны эти понятия?", "Всегда ли любовь делает человека счастливым?", "Кто из героев литературы Вам интересен и почему?".
Эксперты долго спорили, разрешать или нет ученикам пользоваться на сочинении текстами. В результате постановили - нет, книг на сочинении не должно быть. С первой темой есть ясность: она связана с творчеством Лермонтова. И если выпускник будет цитировать стихи, то ему придется делать это по памяти. Любой филолог знает - авторская пунктуация, особенно в стихах, не всегда совпадает с современными нормами.
- Ошибки в запятых при цитировании стихов учитываются?
- Если знаки вариативны, то - нет, а если грубо нарушены современные нормы орфографии, то - да. Впрочем, можно обойтись и без цитирования (критерии этого не требуют). Кстати, допускается не более 5 ошибок на 100 слов, - поясняет она. - Если выпускник получит по сочинению "незачет", его можно будет пересдать в феврале или мае следующего года. В это же время смогут написать сочинение те, кто по каким-то причинам не написали работу 3 декабря.
После того как школьники напишут сочинения на специальных бланках, их сканируют и соберут в особый банк данных. Потом вузы смогут запросить сочинение и проверить его по тем критериям, которые рекомендовал им Рособрнадзор.
Одновременно с сочинением завтра выпускники с ограниченными возможностями здоровья будут писать изложение. Время для них увеличено на полтора часа. Есть и другие послабления: тексты выбирали эксперты Рособрнадзора вместе с коррекционными педагогами. В текстах будет яркая сюжетная основа, в них преобладает повествование (описание и рассуждение не играют определяющей роли), объем текста - не более 450 слов. Его будут читать детям три раза.
Изложение, как и сочинение, разрешается переписать. Но если ученик получит незачёт по изложению, к выпускным экзаменам, которые проводятся в щадящем режиме и совсем не похожи на ЕГЭ, его не допустят.
Советы выпускникам
Андрей Нарушевич, эксперт ЕГЭ, завкафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова:
- Каждая тема содержит вопрос, на который надо ответить в сочинении, подкрепляя рассуждения текстом художественных произведений. Накануне экзамена следует освежить знание классических произведений, таких как "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Война и мир" Л.Н. Толстого, перечитать произведения о Великой Отечественной войне, например, повесть В. Быкова "Сотников", и произведения, раскрывающие тему взаимоотношений человека и природы. Например, "Прощание с Матёрой" В Распутина. Классика всегда может помочь.
Запись вебинара с Алексеем Нарушевичем.
Ещё раз взгляните на критерии оценки сочинения.
Источник: "Российская газета".
2 декабря 2014