«История любой человеческой жизни есть история поражения» Сартр
Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах, какой бы они не имели окрас, стоит иметь в виду, что, относительно всего, что когда-либо существовало на земле, для нас все закончится достаточно скоро, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь — это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то и вовсе прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?
Поражение — это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» — тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый, это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек. Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, расовую принадлежность, национальность, жизненные предпочтения , вероисповедание — всех в конченом итоге ждет один и тот же исход, однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом.
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой, обладающий богатством мужчина плывет со своей семьей на пароходе «Атлантида» с той лишь только целью, чтобы потратить все накопленное за долгие годы труда богатство на отдых и развлечения. Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался пустым накопительством, работал без особой цели и особого стремления, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых — месяца, годы празднества и чревоугодия, однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в нижнем трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему главенство над жизнью, но буквально мгновение - внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет уже в пыльном деревянном ящике на одной палубе с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, выходит, господин их Сан-Франциско шел всю свою жизнь. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.
Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров, представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою в какой-то степени разрушительную теорию, был врачом-практиком и помогал людям, а также в целом был очень близок к народу, ценил, уважал и защищал интересы простых крепостных. Его судьба, его физическое и психологическое состояние раскрывается вплоть до последней главы, однако и данная история закончилась поражением: этот пылкий и перспективный юноша, будучи совсем молодым, погиб очень странной и в какой-то степени нелепой смертью. Базаров проиграл даже несмотря на то, что до последнего пытался бороться за светлое будущее свое и своей страны.
Безусловно, данное высказывание является неоспоримой мудростью философа, однако, как мне кажется, мысль о том, что всех нас ждет поражение, так или иначе должна пробуждать в человеке азарт, соперничество, в нем должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать — другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.
Поражение — это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» — тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый, это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек. Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, расовую принадлежность, национальность, жизненные предпочтения , вероисповедание — всех в конченом итоге ждет один и тот же исход, однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом.
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой, обладающий богатством мужчина плывет со своей семьей на пароходе «Атлантида» с той лишь только целью, чтобы потратить все накопленное за долгие годы труда богатство на отдых и развлечения. Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался пустым накопительством, работал без особой цели и особого стремления, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых — месяца, годы празднества и чревоугодия, однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в нижнем трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему главенство над жизнью, но буквально мгновение - внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет уже в пыльном деревянном ящике на одной палубе с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, выходит, господин их Сан-Франциско шел всю свою жизнь. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.
Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров, представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою в какой-то степени разрушительную теорию, был врачом-практиком и помогал людям, а также в целом был очень близок к народу, ценил, уважал и защищал интересы простых крепостных. Его судьба, его физическое и психологическое состояние раскрывается вплоть до последней главы, однако и данная история закончилась поражением: этот пылкий и перспективный юноша, будучи совсем молодым, погиб очень странной и в какой-то степени нелепой смертью. Базаров проиграл даже несмотря на то, что до последнего пытался бороться за светлое будущее свое и своей страны.
Безусловно, данное высказывание является неоспоримой мудростью философа, однако, как мне кажется, мысль о том, что всех нас ждет поражение, так или иначе должна пробуждать в человеке азарт, соперничество, в нем должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать — другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.
30 октября 2016