«Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны» Гюстав Флобер

Как часто слышим мы о стойких, сильных, независимых личностях, сбившихся со своего прямого, намеченного пути, однажды споткнувшись о сильнейшие чувства. На первый взгляд, все мы хладнокровны: все контролируем, всему знаем свою цену, все можем изменить и подогнать под себя, на все есть свое мнение - но кем мы предстаем перед тем, что диктует нам не разум, а сердце, так называемая душа, и что есть наша жизнь без чувств?

Даже если опустить любые фаталистические рассуждения, нельзя с абсолютной точностью назвать человека хозяином своей жизни, хозяином своих действий. Причиной этому служит наша полная бесконтрольность и беспомощность в чувствах. В доказательство этому служит трагичная судьба Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В самом начале произведения Евгений показан нам как подающий большие надежды ученый, умный и неординарный юноша, пылко отстаивающий свою нигилистическую позицию. В его планах было все: от привлечения людей к совершенно иной философии жизни до полного переворота всех устоев, он даже отрицал долгое время то, на чем позже обжегся, а именно любовь. Да, Базаров контролировал все свои действия и все свои мысли, строил планы на годы вперед, однако, встретив Одинцову, он был буквально выброшен из своих жизненных планов романтическими чувствами к этой женщине. И, как ни пытался герой отрицать возникшие у него эмоции, продолжить свою обычную, размеренную жизнь ему не удалось, ведь теперь с удручающей периодичностью его сердце волновали чувства к Одинцовой. Но и отношения эти априори не имели положительного исхода, и жить, как прежде, Базаров уже не мог, и потому так трагична смерть этой неординарной во всех отношениях личности. Однако, этому герою все же посчастливилось любить, хоть и трагично, но все же любить, а, значит, и жизнь его, и смерть стала иметь совсем другой оттенок.

Очень похожая судьба и у героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени. Однако чувствам своего героя М.Ю. Лермонтов уделяет гораздо меньше страниц, но и тот маленький эпизод с погоней на коне срывает все покровы с личности Печорина. Все произведение мы наблюдаем за тем, как главный герой разбивает женские сердца, ломает человеческие судьбы, держа под контролем свой разум и свои действия. Однако в тех эпизодах, где появляется Вера, Григорий Александрович меняет свой облик, и , хоть он и старается подавлять в себе любые чувства, отголоски этой любви все же проявляются в его речи, его действиях, его мыслях. Очевидно, что эти чувства герой не может контролировать, и потому он мчится, истязая своего коня, затем лишь, чтобы попрощаться со своей любимой, чтобы в последний раз увидеть её, а, может, и забрать из рук нелюбимого мужа. Но догнать не удалось, и тот момент, когда Печорин от бессилья и отчаяния падает в слезах на землю, является, наверное, самым трагичным в романе. В этот момент становится понятно, отчего так пуста и бессмысленна жизнь этого героя, и отчего так тоскливо у него на душе.

«Чувство – огонь, мысль – масло», - В.Г. Белинский. В нас изначально заложена способность чувствовать наравне со способностью мыслить, и в тот момент, когда на горизонте появляется предмет возникающих эмоций, объект сердечных волнений - исчезают всякие думы, сгорают все планы, таят все мысли - и жизнь человека предстает один на один с родившейся любовью, такова наша сущность, в этом и состоит, как мне кажется, прелесть нашего существования. Да, любовь – дар, но дар поистине насильный и убийственный для всякого рода революций, потому как не может контролировать жизнь миллионов тот человек, который не властен даже над своими действиями. Однако есть ли смысл любого свершения, любого действия, если за ним в сухом остатке не стоит никаких высоких чувств? Я думаю, что нет.
16 октября 2016