5 сочинений. Центральный регион
Сочинения по темам 4 мая.
152. «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский»)
Как известно, вся наша жизнь, короткая и до жути быстротечная, состоит из мгновений. И все мы почему-то считаем, что мы вправе распоряжаться ими как угодно, беспорядочно растрачивая часы, дни, месяца на лень, рефлексию, страх, на действия и людей, не приносящих никакого морального и эстетического удовлетворения. Не отдавая должное настоящему, безрассудно вышвыривая из памяти прошлое, или, наоборот, зацикливаясь на нем, мы как будто бы считаем, что наше существование при этом обновится, начнется с нуля и не закончится, пока мы не испытаем всех радостей жизни, пока мы не станем счастливыми. Но, к сожалению, это не так, и каждое потерянное нами мгновение будет являться звеном, и, вполне возможно, что ключевым, в цепи нашего существования, навечно выпавшим и оставившим после себя пустоту. И эта пустота, сама по себе являясь наказанием, будет напоминать о потерянном времени и о потерянных возможностях до конца наших дней, потому что «время не ждет и не прощает».
Хорошим примером является Павел Кирсанов, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Мы знакомимся с его биографией через рассказ Николая Петровича, и вместе с Аркадием поражаемся этой истории и с трудом верим в её правдоподобность. Трудно поверить, что некогда имевший блестящую карьеру и активную позицию в жизни светского общества молодой человек мог в одно мгновение бросить все на алтарь любви и позже, потерпев неудачу, потратить большую часть своей жизни на самобичевание, деградацию и жалость к себе, вместо того чтобы вновь занять активную позицию в обществе и попытаться добиться в своей жизни хоть каких-либо высот. Павел Петрович решил, что проще всего будет приехать к брату и забыться, накрывшись пеленой нравственного и гражданского долга, пеленой потерявших свою актуальность идей и «принсипов». Однако все это являлось суррогатом, и Павел Петрович Кирсанов в итоге явился в произведении человеком несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы.
Время не смогло простить и главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений, будучи человеком незаурядным, выросшим в светском обществе и рано вкусившим всех прелестей жизни, не имел привычки ценить каждое мгновение. Он очень рано постарел душой и уже не видел смысла в собственном существовании, однако даже при этом осознавал, что или кто может изменить его жизнь в лучшую сторону. Встретив Татьяну, герой сразу почувствовал, что эта девушка особенная, что именно она может принести в его существование счастье, но, к сожалению, Евгений в тот момент по какой-то надуманной причине не был готов принять её любовь и упустил, как оказалось, самое важное мгновение в своей жизни, исчезнув на долгое время. Позже, одумавшись, герой вернулся к Татьяне, полный высоких эмоций и глубоких чувств, однако время не ждало и не могло простить ему такого долгого отсутствия и такого жестокого пренебрежения. Татьяна была уже замужем, и несмотря на то что в её сердце все еще горел огонь любви к Евгению, она, в силу своего характера и воспитания, не могла ответить на его чувства взаимностью. Этот трагический исход и стал наказанием за потерянные мгновения.
В заключение хотелось бы сказать, что, чтобы не прожить свою жизнь зря, чтобы не упустить своё счастье, важно ценить каждый день, каждый час и каждую минуту своего существования, тратя её на по-настоящему важные действия и чувства.
243. Почему человек страшится бездомности?
Каждому из нас время от времени необходим отдых, необходимы одиночество, тишина и спокойствие, и функцию места, которое способно дать нам эти эмоции, обычно выполняет дом. Человек страшится бездомности именно потому, что не имеет того места, в которое всегда, в любой момент можно вернуться, в котором есть возможность насладиться уютом и приятными сердцу мелочами, в котором можно, остановив время, подумать о вечном. Позволить себе это не может человек, не имеющий «дома» во всех смыслах понимания этого слова, и оттого он всегда испытывает тревогу и дисгармонию.
Бездомным можно назвать героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нам не известна вся история жизни Григория Печорина, однако мы понимаем, что путешествие героя не временно, оно является больше судорожной попыткой что-то обрести, потому что возвращаться герою некуда и не к кому, и он сам это понимает. Я считаю, что в этом путешествии, не имеющим ни направления, ни конечной цели, Печорин пытается заглушить свою потребность в человеческом тепле и доме, которую он начал испытывать еще в детстве, однако сам он либо не осознаёт это полностью, либо заглушает, душит любую такую мысль при первом же её появлении. Он, безусловно, страшится бездомности, как страшится и одиночества, и отсутствия тепла и ласки в своей жизни, потому что эта бездомность есть отсутствие смысла всего его существования, а одиночество и отчаяние, фрустрация, тоска и дискомфорт являются постоянными спутниками этого отсутствия.
По-настоящему бездомными являются герои пьесы М. Горького «На дне». Безусловно, всем жителям описываемой ночлежки есть где жить, у них есть место, в котором, конечно, лучше, чем на холодной земле. Однако это пристанище нельзя назвать домом, и все герои пьесы это понимают. Атмосферу, царящую в этом месте, очень трудно назвать уютной, здесь присутствует и пьянство, и лень, и равнодушие, и разврат, и лицемерие – и все самое неприятное, что может олицетворять «дно» человеческого существования. К этому привыкли почти все жители ночлежки, но это только потому, что они осознают все никчемность своего существования, и лишь изредка появляются проблески света в лице Анны, в лице Луки, в которых еще горит огонь жизни, в которых есть потребность в доме как в вечном символе, они страшатся бездомности – разница лишь в том, что кто-то еще способен стремиться к вечному, а кого-то уже почти полностью засосала трясина бездомной жизни.
Человеку нужен дом, как нужна еда, вода, как нужен другой человек. Это не постоянная, но важная потребность, а неудовлетворенность в этом случае оставляет осадок на душе в виде страдания, отчаяния, депрессии, фрустрации и дискомфорта. Поэтому каждый человек страшится бездомности.
350. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
В большинстве произведений, поднимающих тему любви, это чувство описывается как что-то внеземное, незыблемое, независимое, стихийное и неожиданное, способное не просто несмотря ни на что поглотить человека на долгое время, но и стать навязчивой идеей, стимулом, смыслом всей его жизни.
Например, А.И. Куприн в своей повести «Гранатовый браслет» знакомит читателя с удивительной историей одного очень скромного, «маленького» человека, которого судьба наградила по-настоящему сильным и искренним чувством. Это была любовь с первого взгляда, настолько благородная и самоотверженная, что герой не мог даже подумать о том, чтобы нарушить покой дамы своего сердца. Желтков, по ведомой только ему одному причине, считал свою любовь оскорбительной, и поэтому предпочитал наблюдать за возлюбленной издалека, лишь изредка напоминая о себе в письмах. Однако, помимо этого, существовал еще ряд причин, объясняющий всю трагедию повести, обуславливающий всю несостоятельность этой любви. Будучи мелким чиновником, герой пылко влюбился в женщину из совсем другого сословия, в княгиню, состоящую, к тому же, в браке, и, что логично, имеющую прямую зависимость от мужа, который, по всей видимости, не обладал способностью «входить в положение». Но «любовь слепа», и поэтому даже это не могло подавить в нашем герое ту пылкую преданность, которая могла позволить ему изредка посылать Вере Николаевне письма и подарки и при одной лишь её просьбе навсегда перестать её беспокоить. Это чувство появилось в нем так внезапно и настолько сильно засело внутри, что стало смыслом всей его жизни, и подавить эту любовь не могла ни разница сословий, ни бедность героя, ни вспыльчивый муж, избавиться от неё можно было лишь умерев.
Слепы были и чувства героев в романе Д. Лондона «Марти Иден». Мартин Иден любил лишь раз в своей жизни, по-настоящему сильно и пылко, и это чувство окрыляло его, давало сил и стремления менять свою жизнь снова и снова, работать над собой и достигать всех целей. Героя совершенно не смущал тот факт, что его возлюбленная выросла совсем в другой семье, имела воспитание и образование, какими не обладали девушки из кругов, в которых на тот момент обитал Мартин, да и он сам был далек от идеала Руфьи. Напротив, это и стало первоочередной особенностью девушки: огромное множество загадок, таящихся в ней, подстегивало героя и позволяло ему на протяжении долгого времени сохранять искренние и безвозмездные чувства. Однако же и Руфь вскоре ответила ему взаимностью, хоть ей и понадобилось гораздо больше времени, чтобы осознать это.
Любовь слепа и это доказывает множество, огромное множество примеров, поэтому, конечно, поговорка справедлива. Но, я думаю, что, вопреки всем минусам, которые являются приверженцами любой сильной привязанности, это неплохо, ведь любовь - настоящее счастье для человека.
451. Что может исказить жизненный путь человека?
На жизненном пути у каждого из нас встает огромное множество преград, обойдя которые, мы можем стать сильнее. Однако есть вероятность свернуть не в том направлении или вовсе запутаться в этом огромном лабиринте, полном лазеек и нюансов. Но я считаю, что правилен и светел тот жизненный путь, который имеет достойное начало – другими словами, я считаю, что ничего не может исказить нашу жизнь сильнее, чем сложный период детства.
Например, весь жизненный путь главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» берет начало из детства. С самого начала произведения нам становится известен характер П.И. Чичикова: он достаточно умен, корыстен, лицемерен, умеет общаться с людьми, лебезить и подстраиваться. Главной жизненной целью этого героя является богатство, а промежуточной – продажа «мертвых» душ, вокруг чего и разворачивается вся поэма. Цель, разумеется, сомнительная, однако герой движется к ней упрямо, ни на миг не сворачивая со своего пути. О происхождении всего этого становится понятно из главы, описывающей детство и юность Чичикова: отец был с ним строг и единственным его наказом был совет беречь копейку и угождать всем, кто выше чином, всем, кто может оказать какую-либо услугу. Именно так герой и стал поступать впоследствии, и, стоит сказать, обладал большим упорством и с его помощью достигал немалых высот. Однако то, во что все это вылилось, трудно назвать по-настоящему достойным путем всей жизни, и, анализируя детство Чичикова, мы понимаем, что подобному искажению становится причиной.
Схожая ситуация происходит и в судьбе героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор знакомит нас с незаурядной личностью, обладающей специфическими чертами характера: он не умеет любить и дружить, получает удовольствие от игры с судьбами людей, катастрофически одинок и потерян, несмотря на внешнюю невозмутимость. И только из монолога Григория Печорина мы понимаем, что это является реакцией на жестокость и равнодушие реального мира, настигших его еще в детстве. «…Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…» - это становится его жизненным кредо, это ведет его на протяжении всего жизненного пути и приводит к тупику: к полному одиночеству и отсутствию смысла жизни.
Множество факторов может повлиять на выбор жизненного пути, на характер цели всей жизни и на способы её достижения. Однако отправной точкой является детство: именно в этот период жизни мы получаем самую главную наводку и формируем мировоззрение, поэтому очень важно, чтобы период формирования личности происходил в самых подходящих для этого условиях.
545. Чего я жду от новой книги?
В процессе выбора новой книги мы всегда руководствуемся определенными критериями, которые могут зависеть от чего угодно, будь то наше настроение, возраст или же период жизни. И одновременно с тем как начать чтение совершенно нового произведения, мы обычно возлагаем на него определенные надежды и сохраняем их вплоть до последней главы, от этого и зависит наше удовлетворение прочитанным. Лично я, какой бы направленности не была книга и в каком бы я не прибывала настроении, почти всегда жду от книги совершенно новых эмоций и сдвига, а, возможно, и смены парадигмы мышления.
Так, например, я надолго запомню, как в первый раз прочла повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», ведь это стало самым первым моим произведением, настолько ярко отразившимся на моих эмоциях, на моём внутреннем состоянии. Первое знакомство с героями, с историей Г.С. Желткова наводят тоску и печаль, затем эти чувства сменяются счастьем, умилением, нежностью - и вновь возникают какие-то депрессивные мотивы с оттенком глубокой тяжести на душе. Приятно и одновременно тошно наблюдать за отношениями в семье Шеин, грустно и одновременно радостно за глубокое чувство, которое посчастливилось испытать Георгию Степановичу, но все это, в купе с дорогим сердцу героя гранатовым браслетом, в купе с самоотверженностью Желткова и раскаянием Веры Николаевны создают внутри читателя необъяснимое тепло, очень яркое и насыщенное чувство, вызывающее одновременно слезы радости и слезы отчаяния, однако после прочтения повести не остается осадка. Присутствует лишь приятная легкость и тепло, а в голове бессознательно еще долгое время проигрывается бетховенская соната. Я перечитываю эту книгу снова и снова, находя все больше деталей, вновь и вновь ощущая те же эмоции, что нахлынули на меня после первого прочтения, и испытываю гордость за русскую классику, способную на подобное волшебство.
Также приятным и ошеломляющим открытием для меня стало то, что в русской классике существуют и произведения, способные менять мышление совершенно в другую сторону, заставляя читателя пуститься в долгие философские раздумья. Так, например, прочитав роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», я еще долго не могла прийти в себя, а осознание прочитанного открыло передо мной сразу несколько философских течений, погружение в которые постепенно меняли и продолжают менять мою жизнь. На момент прочтения этой книги я и подумать не могла, что может существовать такая позиция по отношению к жизни и к людям, какая была у Раскольникова, и что мой любимый город возможно описать в таких мрачных красках, а характер каждого героя раскрыть так омерзительно полно, чего стоит характеристика Лужина. Сдвиг в моём сознании произвел и образ Сони. Такой противоречивый, он вызвал во мне множество разных чувств, среди которых были и жалось, и уважение, и даже в какой-то степени поклонение подобному божественному смирению и милосердию. Не каждый способен пойти ради своей семьи по желтому билету и проявить любовь и доброту к преступнику. После этого романа я начала по-другому смотреть на жизнь, на людей и литературу, что и сделало «Преступление и наказание» одной из моих любимых книг.
В заключение хотелось бы сказать, что, чтобы получать удовольствие от чтения, достаточно читать хорошую литературу и в больших количествах, в этом случае разочарование не сможет настигнуть никого, а все, чего мы ждем от книг, будет радовать нас снова и снова.
152. «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский»)
243. Почему человек страшится бездомности?
350. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
451. Что может исказить жизненный путь человека?
545. Чего я жду от новой книги?
243. Почему человек страшится бездомности?
350. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
451. Что может исказить жизненный путь человека?
545. Чего я жду от новой книги?
152. «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский»)
Как известно, вся наша жизнь, короткая и до жути быстротечная, состоит из мгновений. И все мы почему-то считаем, что мы вправе распоряжаться ими как угодно, беспорядочно растрачивая часы, дни, месяца на лень, рефлексию, страх, на действия и людей, не приносящих никакого морального и эстетического удовлетворения. Не отдавая должное настоящему, безрассудно вышвыривая из памяти прошлое, или, наоборот, зацикливаясь на нем, мы как будто бы считаем, что наше существование при этом обновится, начнется с нуля и не закончится, пока мы не испытаем всех радостей жизни, пока мы не станем счастливыми. Но, к сожалению, это не так, и каждое потерянное нами мгновение будет являться звеном, и, вполне возможно, что ключевым, в цепи нашего существования, навечно выпавшим и оставившим после себя пустоту. И эта пустота, сама по себе являясь наказанием, будет напоминать о потерянном времени и о потерянных возможностях до конца наших дней, потому что «время не ждет и не прощает».
Хорошим примером является Павел Кирсанов, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Мы знакомимся с его биографией через рассказ Николая Петровича, и вместе с Аркадием поражаемся этой истории и с трудом верим в её правдоподобность. Трудно поверить, что некогда имевший блестящую карьеру и активную позицию в жизни светского общества молодой человек мог в одно мгновение бросить все на алтарь любви и позже, потерпев неудачу, потратить большую часть своей жизни на самобичевание, деградацию и жалость к себе, вместо того чтобы вновь занять активную позицию в обществе и попытаться добиться в своей жизни хоть каких-либо высот. Павел Петрович решил, что проще всего будет приехать к брату и забыться, накрывшись пеленой нравственного и гражданского долга, пеленой потерявших свою актуальность идей и «принсипов». Однако все это являлось суррогатом, и Павел Петрович Кирсанов в итоге явился в произведении человеком несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы.
Время не смогло простить и главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений, будучи человеком незаурядным, выросшим в светском обществе и рано вкусившим всех прелестей жизни, не имел привычки ценить каждое мгновение. Он очень рано постарел душой и уже не видел смысла в собственном существовании, однако даже при этом осознавал, что или кто может изменить его жизнь в лучшую сторону. Встретив Татьяну, герой сразу почувствовал, что эта девушка особенная, что именно она может принести в его существование счастье, но, к сожалению, Евгений в тот момент по какой-то надуманной причине не был готов принять её любовь и упустил, как оказалось, самое важное мгновение в своей жизни, исчезнув на долгое время. Позже, одумавшись, герой вернулся к Татьяне, полный высоких эмоций и глубоких чувств, однако время не ждало и не могло простить ему такого долгого отсутствия и такого жестокого пренебрежения. Татьяна была уже замужем, и несмотря на то что в её сердце все еще горел огонь любви к Евгению, она, в силу своего характера и воспитания, не могла ответить на его чувства взаимностью. Этот трагический исход и стал наказанием за потерянные мгновения.
В заключение хотелось бы сказать, что, чтобы не прожить свою жизнь зря, чтобы не упустить своё счастье, важно ценить каждый день, каждый час и каждую минуту своего существования, тратя её на по-настоящему важные действия и чувства.
243. Почему человек страшится бездомности?
Каждому из нас время от времени необходим отдых, необходимы одиночество, тишина и спокойствие, и функцию места, которое способно дать нам эти эмоции, обычно выполняет дом. Человек страшится бездомности именно потому, что не имеет того места, в которое всегда, в любой момент можно вернуться, в котором есть возможность насладиться уютом и приятными сердцу мелочами, в котором можно, остановив время, подумать о вечном. Позволить себе это не может человек, не имеющий «дома» во всех смыслах понимания этого слова, и оттого он всегда испытывает тревогу и дисгармонию.
Бездомным можно назвать героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нам не известна вся история жизни Григория Печорина, однако мы понимаем, что путешествие героя не временно, оно является больше судорожной попыткой что-то обрести, потому что возвращаться герою некуда и не к кому, и он сам это понимает. Я считаю, что в этом путешествии, не имеющим ни направления, ни конечной цели, Печорин пытается заглушить свою потребность в человеческом тепле и доме, которую он начал испытывать еще в детстве, однако сам он либо не осознаёт это полностью, либо заглушает, душит любую такую мысль при первом же её появлении. Он, безусловно, страшится бездомности, как страшится и одиночества, и отсутствия тепла и ласки в своей жизни, потому что эта бездомность есть отсутствие смысла всего его существования, а одиночество и отчаяние, фрустрация, тоска и дискомфорт являются постоянными спутниками этого отсутствия.
По-настоящему бездомными являются герои пьесы М. Горького «На дне». Безусловно, всем жителям описываемой ночлежки есть где жить, у них есть место, в котором, конечно, лучше, чем на холодной земле. Однако это пристанище нельзя назвать домом, и все герои пьесы это понимают. Атмосферу, царящую в этом месте, очень трудно назвать уютной, здесь присутствует и пьянство, и лень, и равнодушие, и разврат, и лицемерие – и все самое неприятное, что может олицетворять «дно» человеческого существования. К этому привыкли почти все жители ночлежки, но это только потому, что они осознают все никчемность своего существования, и лишь изредка появляются проблески света в лице Анны, в лице Луки, в которых еще горит огонь жизни, в которых есть потребность в доме как в вечном символе, они страшатся бездомности – разница лишь в том, что кто-то еще способен стремиться к вечному, а кого-то уже почти полностью засосала трясина бездомной жизни.
Человеку нужен дом, как нужна еда, вода, как нужен другой человек. Это не постоянная, но важная потребность, а неудовлетворенность в этом случае оставляет осадок на душе в виде страдания, отчаяния, депрессии, фрустрации и дискомфорта. Поэтому каждый человек страшится бездомности.
350. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
В большинстве произведений, поднимающих тему любви, это чувство описывается как что-то внеземное, незыблемое, независимое, стихийное и неожиданное, способное не просто несмотря ни на что поглотить человека на долгое время, но и стать навязчивой идеей, стимулом, смыслом всей его жизни.
Например, А.И. Куприн в своей повести «Гранатовый браслет» знакомит читателя с удивительной историей одного очень скромного, «маленького» человека, которого судьба наградила по-настоящему сильным и искренним чувством. Это была любовь с первого взгляда, настолько благородная и самоотверженная, что герой не мог даже подумать о том, чтобы нарушить покой дамы своего сердца. Желтков, по ведомой только ему одному причине, считал свою любовь оскорбительной, и поэтому предпочитал наблюдать за возлюбленной издалека, лишь изредка напоминая о себе в письмах. Однако, помимо этого, существовал еще ряд причин, объясняющий всю трагедию повести, обуславливающий всю несостоятельность этой любви. Будучи мелким чиновником, герой пылко влюбился в женщину из совсем другого сословия, в княгиню, состоящую, к тому же, в браке, и, что логично, имеющую прямую зависимость от мужа, который, по всей видимости, не обладал способностью «входить в положение». Но «любовь слепа», и поэтому даже это не могло подавить в нашем герое ту пылкую преданность, которая могла позволить ему изредка посылать Вере Николаевне письма и подарки и при одной лишь её просьбе навсегда перестать её беспокоить. Это чувство появилось в нем так внезапно и настолько сильно засело внутри, что стало смыслом всей его жизни, и подавить эту любовь не могла ни разница сословий, ни бедность героя, ни вспыльчивый муж, избавиться от неё можно было лишь умерев.
Слепы были и чувства героев в романе Д. Лондона «Марти Иден». Мартин Иден любил лишь раз в своей жизни, по-настоящему сильно и пылко, и это чувство окрыляло его, давало сил и стремления менять свою жизнь снова и снова, работать над собой и достигать всех целей. Героя совершенно не смущал тот факт, что его возлюбленная выросла совсем в другой семье, имела воспитание и образование, какими не обладали девушки из кругов, в которых на тот момент обитал Мартин, да и он сам был далек от идеала Руфьи. Напротив, это и стало первоочередной особенностью девушки: огромное множество загадок, таящихся в ней, подстегивало героя и позволяло ему на протяжении долгого времени сохранять искренние и безвозмездные чувства. Однако же и Руфь вскоре ответила ему взаимностью, хоть ей и понадобилось гораздо больше времени, чтобы осознать это.
Любовь слепа и это доказывает множество, огромное множество примеров, поэтому, конечно, поговорка справедлива. Но, я думаю, что, вопреки всем минусам, которые являются приверженцами любой сильной привязанности, это неплохо, ведь любовь - настоящее счастье для человека.
451. Что может исказить жизненный путь человека?
На жизненном пути у каждого из нас встает огромное множество преград, обойдя которые, мы можем стать сильнее. Однако есть вероятность свернуть не в том направлении или вовсе запутаться в этом огромном лабиринте, полном лазеек и нюансов. Но я считаю, что правилен и светел тот жизненный путь, который имеет достойное начало – другими словами, я считаю, что ничего не может исказить нашу жизнь сильнее, чем сложный период детства.
Например, весь жизненный путь главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» берет начало из детства. С самого начала произведения нам становится известен характер П.И. Чичикова: он достаточно умен, корыстен, лицемерен, умеет общаться с людьми, лебезить и подстраиваться. Главной жизненной целью этого героя является богатство, а промежуточной – продажа «мертвых» душ, вокруг чего и разворачивается вся поэма. Цель, разумеется, сомнительная, однако герой движется к ней упрямо, ни на миг не сворачивая со своего пути. О происхождении всего этого становится понятно из главы, описывающей детство и юность Чичикова: отец был с ним строг и единственным его наказом был совет беречь копейку и угождать всем, кто выше чином, всем, кто может оказать какую-либо услугу. Именно так герой и стал поступать впоследствии, и, стоит сказать, обладал большим упорством и с его помощью достигал немалых высот. Однако то, во что все это вылилось, трудно назвать по-настоящему достойным путем всей жизни, и, анализируя детство Чичикова, мы понимаем, что подобному искажению становится причиной.
Схожая ситуация происходит и в судьбе героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор знакомит нас с незаурядной личностью, обладающей специфическими чертами характера: он не умеет любить и дружить, получает удовольствие от игры с судьбами людей, катастрофически одинок и потерян, несмотря на внешнюю невозмутимость. И только из монолога Григория Печорина мы понимаем, что это является реакцией на жестокость и равнодушие реального мира, настигших его еще в детстве. «…Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…» - это становится его жизненным кредо, это ведет его на протяжении всего жизненного пути и приводит к тупику: к полному одиночеству и отсутствию смысла жизни.
Множество факторов может повлиять на выбор жизненного пути, на характер цели всей жизни и на способы её достижения. Однако отправной точкой является детство: именно в этот период жизни мы получаем самую главную наводку и формируем мировоззрение, поэтому очень важно, чтобы период формирования личности происходил в самых подходящих для этого условиях.
545. Чего я жду от новой книги?
В процессе выбора новой книги мы всегда руководствуемся определенными критериями, которые могут зависеть от чего угодно, будь то наше настроение, возраст или же период жизни. И одновременно с тем как начать чтение совершенно нового произведения, мы обычно возлагаем на него определенные надежды и сохраняем их вплоть до последней главы, от этого и зависит наше удовлетворение прочитанным. Лично я, какой бы направленности не была книга и в каком бы я не прибывала настроении, почти всегда жду от книги совершенно новых эмоций и сдвига, а, возможно, и смены парадигмы мышления.
Так, например, я надолго запомню, как в первый раз прочла повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», ведь это стало самым первым моим произведением, настолько ярко отразившимся на моих эмоциях, на моём внутреннем состоянии. Первое знакомство с героями, с историей Г.С. Желткова наводят тоску и печаль, затем эти чувства сменяются счастьем, умилением, нежностью - и вновь возникают какие-то депрессивные мотивы с оттенком глубокой тяжести на душе. Приятно и одновременно тошно наблюдать за отношениями в семье Шеин, грустно и одновременно радостно за глубокое чувство, которое посчастливилось испытать Георгию Степановичу, но все это, в купе с дорогим сердцу героя гранатовым браслетом, в купе с самоотверженностью Желткова и раскаянием Веры Николаевны создают внутри читателя необъяснимое тепло, очень яркое и насыщенное чувство, вызывающее одновременно слезы радости и слезы отчаяния, однако после прочтения повести не остается осадка. Присутствует лишь приятная легкость и тепло, а в голове бессознательно еще долгое время проигрывается бетховенская соната. Я перечитываю эту книгу снова и снова, находя все больше деталей, вновь и вновь ощущая те же эмоции, что нахлынули на меня после первого прочтения, и испытываю гордость за русскую классику, способную на подобное волшебство.
Также приятным и ошеломляющим открытием для меня стало то, что в русской классике существуют и произведения, способные менять мышление совершенно в другую сторону, заставляя читателя пуститься в долгие философские раздумья. Так, например, прочитав роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», я еще долго не могла прийти в себя, а осознание прочитанного открыло передо мной сразу несколько философских течений, погружение в которые постепенно меняли и продолжают менять мою жизнь. На момент прочтения этой книги я и подумать не могла, что может существовать такая позиция по отношению к жизни и к людям, какая была у Раскольникова, и что мой любимый город возможно описать в таких мрачных красках, а характер каждого героя раскрыть так омерзительно полно, чего стоит характеристика Лужина. Сдвиг в моём сознании произвел и образ Сони. Такой противоречивый, он вызвал во мне множество разных чувств, среди которых были и жалось, и уважение, и даже в какой-то степени поклонение подобному божественному смирению и милосердию. Не каждый способен пойти ради своей семьи по желтому билету и проявить любовь и доброту к преступнику. После этого романа я начала по-другому смотреть на жизнь, на людей и литературу, что и сделало «Преступление и наказание» одной из моих любимых книг.
В заключение хотелось бы сказать, что, чтобы получать удовольствие от чтения, достаточно читать хорошую литературу и в больших количествах, в этом случае разочарование не сможет настигнуть никого, а все, чего мы ждем от книг, будет радовать нас снова и снова.
8 мая 2016