Анализ сочинений по критерию №4
«Качество письменной речи».
Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.
Данная работа очень показательна в плане владения письменной речью. Ученик демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Он легко облекает свои мысли в точную, выразительную словесную форму. В то же время в сочинении есть несколько очевидных речевых ошибок разных типов (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п. В соответствии с указанными выше требованиями по критерию №4 сочинение заслуживает оценки «зачет».
Приведённый фрагмент сочинения свидетельствует о низком уровне речевой культуры ученика. В нем преобладают простые предложения, причем однотипные конструкции (например, предложения, содержащие тире между подлежащим и сказуемым, или простые предложения с минимальным количеством второстепенных членов) используются многократно и часто следуют подряд. Очевидно, что автор работы избегает сложных синтаксических построений. Фрагмент изобилует также речевыми штампами, многие из которых повторяются несколько раз на протяжении четырех абзацев (выделено жирным шрифтом). В то же время работа ученика практически свободна от других видов речевых ошибок (например, нарушение сочетаемости слов, неверное употребление паронимов и синонимов, плеоназм и т.п.)
В целом сочинение по критерию №4 заслуживает оценки «зачёт», так как низкое качество речи не затрудняют понимания его смысла.
Работа слабая по всем параметрам оценивания, в том числе по критерию №4. Отмечается неверное словоупотребление, бедность лексики, речевые штампы, однообразие синтаксических конструкций, но основания для выставления «незачета» по указанному критерию нет, т.к. низкое качество речи не приводит к существенному затруднению понимания смысла сочинения.
Источник: Рекомендации для экспертов, участвующих в проверке сочинения
Анализ трёх сочинений по первому критерию
Анализ сочинений по второму критерию
Анализ сочинений по критерию №3
Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.
Фрагмент №11
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
Что значат для современного человека такие качества, как отвага, честность, доверие к ближнему и готовность рисковать ради него собственной жизнью? Способен ли современный человек совершить подвиг, ни минуты не колеблясь, решиться на великий поступок? Быть может, в наше спокойное, мирное время необходимость в подобных действиях отпала; в общей массе, особенно в крупных городах, где люди ежедневно работают, учатся, воспитывают детей и снова работают. Времени по-настоящему поразмышлять на общефилососфские темы не всегда хватает, да и зачем лишний раз выходить за пределы уже протоптанной несколькими поколениями колеи, такой привычной и комфортной, тревожить себя напоминаниями о том, что где-то в мире есть несчастья, страдания, нужда… Возможно, данные рассуждения покажутся излишне категоричными, но, на мой взгляд, тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению. Опасность в том, что если не прикладывать усилий для нравственного совершенствования, душевного развития, не работать над собой, вполне реально замкнуться исключительно на своем мире и не интересоваться ничем за его пределами.
Ситуация войны, мне кажется, выступает своеобразным катализатором проявления человеком своих душевных качеств. Когда от нас требуется стремительность действий, скорость и точность реакции, мы невольно будем руководствоваться тем показателем нравственности, который складывался со временем. Так в людях и обнаруживаются отвага и трусость, честность и плутовство, способность на великие чувства или малодушие.
Герои произведения белорусского писателя В. Быкова сбегают из концлагеря, вынуждены скрываться от фашистов и случайно встречают друг друга в лесном предгории Альп. Рослый, молодцеватый, простой советский парень Иван, человек широкой души и строгих принципов, и хрупкая, настороженная итальянская девушка, покинувшая богатую семью из-за конфликта с отцом и оказавшаяся в плену у немцев. Что может объединять этих людей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего? Общая опасность, враг и цель. Именно эти факторы побудили Ивана взять на себя ответственность за судьбу Джулии, поверить ей и всячески поддерживать ее во время преодоления сложного зимнего горного пути. За непродолжительный срок молодые люди смогли взрастить в друг друге настоящее, высокое чувство, без уловок и фальши, чувство, побуждающее не сдаваться и двигаться вперед. На протяжении всего произведения герои претерпевают жестокий голод, холод, неимоверную усталость, но продолжают идти к своей цели. Наконец, когда фашисты настигают их, Иван самоотверженно спасает жизнь своей подруге и обрекает себя на верную гибель. Для него этот жест естественен и не требует лишних колебаний и размышлений, он исходит подсознательно, герой просто чувствует, что так надо.
Подобный мотив возникает и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где простые солдаты, идущие на смерть, не испытывают страха; именно внутренний стержень человека, его любовь к Родине побуждает просто и честно совершать свою работу.
В другом произведении В. Быкова, «Сотников», герои – представители партизанского отряда, долгое время скрывавшиеся от фашистов и попавшие к ним в плен. На протяжении всей повести перед нами раскрываются характеры главных героев – Сотникова и Рыбака, обнаруживаются черты, дающие ясное представление о патриотизме и психологии предательства, дающие ответ на вопрос: почему пути двух людей, воюющих плечом к плечу во имя общего дела в начале произведения, так резко расходятся в его конце? Именно компромиссность лжепринципов, слабость духом и откровенная трусость отделяет условного лжепатриота от патриота истинного.
А сколько еще подобных примеров можно найти среди всемирной художественной литературы? Знакомясь с ними читатель представляет в воображении поступки тех или иных героев, внутреннее дает оценку их действиям, размышляет над ними с точки зрения морали и на этой базе делает выводы о том, что есть правильно, а что – нет.
Я привела лишь спектр проблем, затронувших лично меня в произведениях В. Быкова и Л.Н. Толстого. Разумеется, у каждого читателя на разных жизненных этапах возникают свои вопросы; их бесчисленное множество и осветить их все практически невозможно.
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
Что значат для современного человека такие качества, как отвага, честность, доверие к ближнему и готовность рисковать ради него собственной жизнью? Способен ли современный человек совершить подвиг, ни минуты не колеблясь, решиться на великий поступок? Быть может, в наше спокойное, мирное время необходимость в подобных действиях отпала; в общей массе, особенно в крупных городах, где люди ежедневно работают, учатся, воспитывают детей и снова работают. Времени по-настоящему поразмышлять на общефилососфские темы не всегда хватает, да и зачем лишний раз выходить за пределы уже протоптанной несколькими поколениями колеи, такой привычной и комфортной, тревожить себя напоминаниями о том, что где-то в мире есть несчастья, страдания, нужда… Возможно, данные рассуждения покажутся излишне категоричными, но, на мой взгляд, тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению. Опасность в том, что если не прикладывать усилий для нравственного совершенствования, душевного развития, не работать над собой, вполне реально замкнуться исключительно на своем мире и не интересоваться ничем за его пределами.
Ситуация войны, мне кажется, выступает своеобразным катализатором проявления человеком своих душевных качеств. Когда от нас требуется стремительность действий, скорость и точность реакции, мы невольно будем руководствоваться тем показателем нравственности, который складывался со временем. Так в людях и обнаруживаются отвага и трусость, честность и плутовство, способность на великие чувства или малодушие.
Герои произведения белорусского писателя В. Быкова сбегают из концлагеря, вынуждены скрываться от фашистов и случайно встречают друг друга в лесном предгории Альп. Рослый, молодцеватый, простой советский парень Иван, человек широкой души и строгих принципов, и хрупкая, настороженная итальянская девушка, покинувшая богатую семью из-за конфликта с отцом и оказавшаяся в плену у немцев. Что может объединять этих людей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего? Общая опасность, враг и цель. Именно эти факторы побудили Ивана взять на себя ответственность за судьбу Джулии, поверить ей и всячески поддерживать ее во время преодоления сложного зимнего горного пути. За непродолжительный срок молодые люди смогли взрастить в друг друге настоящее, высокое чувство, без уловок и фальши, чувство, побуждающее не сдаваться и двигаться вперед. На протяжении всего произведения герои претерпевают жестокий голод, холод, неимоверную усталость, но продолжают идти к своей цели. Наконец, когда фашисты настигают их, Иван самоотверженно спасает жизнь своей подруге и обрекает себя на верную гибель. Для него этот жест естественен и не требует лишних колебаний и размышлений, он исходит подсознательно, герой просто чувствует, что так надо.
Подобный мотив возникает и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где простые солдаты, идущие на смерть, не испытывают страха; именно внутренний стержень человека, его любовь к Родине побуждает просто и честно совершать свою работу.
В другом произведении В. Быкова, «Сотников», герои – представители партизанского отряда, долгое время скрывавшиеся от фашистов и попавшие к ним в плен. На протяжении всей повести перед нами раскрываются характеры главных героев – Сотникова и Рыбака, обнаруживаются черты, дающие ясное представление о патриотизме и психологии предательства, дающие ответ на вопрос: почему пути двух людей, воюющих плечом к плечу во имя общего дела в начале произведения, так резко расходятся в его конце? Именно компромиссность лжепринципов, слабость духом и откровенная трусость отделяет условного лжепатриота от патриота истинного.
А сколько еще подобных примеров можно найти среди всемирной художественной литературы? Знакомясь с ними читатель представляет в воображении поступки тех или иных героев, внутреннее дает оценку их действиям, размышляет над ними с точки зрения морали и на этой базе делает выводы о том, что есть правильно, а что – нет.
Я привела лишь спектр проблем, затронувших лично меня в произведениях В. Быкова и Л.Н. Толстого. Разумеется, у каждого читателя на разных жизненных этапах возникают свои вопросы; их бесчисленное множество и осветить их все практически невозможно.
Данная работа очень показательна в плане владения письменной речью. Ученик демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Он легко облекает свои мысли в точную, выразительную словесную форму. В то же время в сочинении есть несколько очевидных речевых ошибок разных типов (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п. В соответствии с указанными выше требованиями по критерию №4 сочинение заслуживает оценки «зачет».
Фрагмент № 12
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?
Каждый человек мечтает. Мечта о светлом будущем помогает идти вперёд. Мечты ведут нас по жизненному пути. Ради осуществления желаний человек готов пожертвовать своей жизнью. Мечта помогает двигаться вперед.
В романе В. Каверна «Два капитана» есть несколько главных персонажей. Герой, капитан Татаринов, мечтал достичь Северного полюса. Это желание вело его на протяжении всего жизненного пути. Татаринов испытал много трудностей, но, все-таки, смог приблизиться к своей мечте. пожертвовав собственной жизнью.
Другой герой – Александр Григорьев. Он с самого детства испытал на себе все тяготы и лишения. Немой с детства, он рано осиротел. Однажды, по реке стали приходить письма. Погибший почтальон так и не смог их донести. Одно из них было письмо капитана Татаринова своей жене, Машеньке. Оно до глубины души тронуло Григорьева, и он решил найти пропавшую экспедицию. Эта мечта вела Александра на протяжении всего жизненного пути.
Желание Григорьева двигало его вперед. Мечту Александра можно назвать чистой и светлой, ведь он стремился установить справедливость и найти пропавшую экспедицию. Судьба Татаринова тронула его до глубины души. Предательство близкого друга – вот одна из причин смерти пропавшей экспедиции. Установление справедливости – цель великой, благородной и светлой мечты.
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?
Каждый человек мечтает. Мечта о светлом будущем помогает идти вперёд. Мечты ведут нас по жизненному пути. Ради осуществления желаний человек готов пожертвовать своей жизнью. Мечта помогает двигаться вперед.
В романе В. Каверна «Два капитана» есть несколько главных персонажей. Герой, капитан Татаринов, мечтал достичь Северного полюса. Это желание вело его на протяжении всего жизненного пути. Татаринов испытал много трудностей, но, все-таки, смог приблизиться к своей мечте. пожертвовав собственной жизнью.
Другой герой – Александр Григорьев. Он с самого детства испытал на себе все тяготы и лишения. Немой с детства, он рано осиротел. Однажды, по реке стали приходить письма. Погибший почтальон так и не смог их донести. Одно из них было письмо капитана Татаринова своей жене, Машеньке. Оно до глубины души тронуло Григорьева, и он решил найти пропавшую экспедицию. Эта мечта вела Александра на протяжении всего жизненного пути.
Желание Григорьева двигало его вперед. Мечту Александра можно назвать чистой и светлой, ведь он стремился установить справедливость и найти пропавшую экспедицию. Судьба Татаринова тронула его до глубины души. Предательство близкого друга – вот одна из причин смерти пропавшей экспедиции. Установление справедливости – цель великой, благородной и светлой мечты.
Приведённый фрагмент сочинения свидетельствует о низком уровне речевой культуры ученика. В нем преобладают простые предложения, причем однотипные конструкции (например, предложения, содержащие тире между подлежащим и сказуемым, или простые предложения с минимальным количеством второстепенных членов) используются многократно и часто следуют подряд. Очевидно, что автор работы избегает сложных синтаксических построений. Фрагмент изобилует также речевыми штампами, многие из которых повторяются несколько раз на протяжении четырех абзацев (выделено жирным шрифтом). В то же время работа ученика практически свободна от других видов речевых ошибок (например, нарушение сочетаемости слов, неверное употребление паронимов и синонимов, плеоназм и т.п.)
В целом сочинение по критерию №4 заслуживает оценки «зачёт», так как низкое качество речи не затрудняют понимания его смысла.
Фрагмент № 13
Почему люди пишут стихи?
Есть разные способы выразить свои чувства и эмоции. Кто-то пишет рассказы, кто-то картины, кто стихи. К написанию стихов людей вдохновляет что-то. Появляется какой-то порыв, но далеко не все его реализуют, поскольку большинство людей талантом самовыражения посредством стихотворений не обладают. Выраженное стихами воспринимается легче, чем в прозе. Малейшие движения души стихи передают гораздо ярче и эмоциональнее. Стихи – своеобразный вид общения. Поэт через свои произведения изливает душу, пытается донести свою любовь к родине, к человеку, к природе.
К примеру возьмем стихотворение прекрасного русского поэта Есенина С.А. «Береза». В нем он пытается донести читателю свое восхищение над прекрасным по его мнению деревом березой. Есенин сравнивает снег лежащий на ветках березы с драгоценным металом – серебром.
В этом стихотворении автор представляет перед нами обычное дерево как драгоценность, но не ту драгоценность которую может приобрести некаждый, а ту которую могут видеть и любоваться все.
Так почему же люди пишут стихи? Люди так самовыражаются. Выражают свою любовь к чему либо, грусть, да и вообще эмоции, но это мое мнение. Стихотворением можно передать то, что прозой и обычными словами рассказать вообще не возможно.
Так самовыражаться дано не каждому кто-то рисует, кто-то пишет рассказы, кто-то поет, кто-то стихи сочиняет. Главное чтобы все это было от души иначе ничего хорошего не получится.
Почему люди пишут стихи?
Есть разные способы выразить свои чувства и эмоции. Кто-то пишет рассказы, кто-то картины, кто стихи. К написанию стихов людей вдохновляет что-то. Появляется какой-то порыв, но далеко не все его реализуют, поскольку большинство людей талантом самовыражения посредством стихотворений не обладают. Выраженное стихами воспринимается легче, чем в прозе. Малейшие движения души стихи передают гораздо ярче и эмоциональнее. Стихи – своеобразный вид общения. Поэт через свои произведения изливает душу, пытается донести свою любовь к родине, к человеку, к природе.
К примеру возьмем стихотворение прекрасного русского поэта Есенина С.А. «Береза». В нем он пытается донести читателю свое восхищение над прекрасным по его мнению деревом березой. Есенин сравнивает снег лежащий на ветках березы с драгоценным металом – серебром.
В этом стихотворении автор представляет перед нами обычное дерево как драгоценность, но не ту драгоценность которую может приобрести некаждый, а ту которую могут видеть и любоваться все.
Так почему же люди пишут стихи? Люди так самовыражаются. Выражают свою любовь к чему либо, грусть, да и вообще эмоции, но это мое мнение. Стихотворением можно передать то, что прозой и обычными словами рассказать вообще не возможно.
Так самовыражаться дано не каждому кто-то рисует, кто-то пишет рассказы, кто-то поет, кто-то стихи сочиняет. Главное чтобы все это было от души иначе ничего хорошего не получится.
Работа слабая по всем параметрам оценивания, в том числе по критерию №4. Отмечается неверное словоупотребление, бедность лексики, речевые штампы, однообразие синтаксических конструкций, но основания для выставления «незачета» по указанному критерию нет, т.к. низкое качество речи не приводит к существенному затруднению понимания смысла сочинения.
Источник: Рекомендации для экспертов, участвующих в проверке сочинения
Анализ трёх сочинений по первому критерию
Анализ сочинений по второму критерию
Анализ сочинений по критерию №3
17 ноября 2014