Концепция итогового сочинения до 2024 года
Каким может быть итоговое сочинение в будущем.
Концепция предложена коллективом авторов, которые участвовали в разработке этого экзамена.
Этап I. Переходный: 2014–2019 гг.
Основное изменение в этот период коснется обязательного ЕГЭ по русскому языку (ЕГЭ по литературе остается без изменений – для тех, кому он нужен для поступления). Мы предлагаем развитие части С обязательного ЕГЭ по русскому языку: вместо текста по предложенному отрывку (как правило, публицистическому) на 150 слов выпускник пишет работу объемом не менее 450 слов по одной из предложенных 8-10 тем, которые включают как темы по литературе, так и темы общекультурного характера. Соответственно время экзамена увеличивается (с 3 до 4-5 часов). Для разгрузки можно предусмотреть постепенное (!) перераспределение заданий частей А и В между ЕГЭ и ГИА (программа по русскому языку фактически заканчивается в 9 классе, и основную теорию можно спросить там). Оценка за сочинение составляет те же 23 первичных балла, что и нынешняя часть С (чтобы не ломать «стобалльность»).
Этап II. Реализация идеи: 2019–2024 гг.
В соответствии с ФГОС в старших классах вводится единый предмет «русский язык и литература», что, по-видимому, предполагает единый ЕГЭ по данному предмету. В связи с этим должны произойти принципиальные изменения с итоговой аттестацией по русскому языку, когда лингвистические компетенции будут проверяться в ГИА по русскому языку в 9 классе, а ЕГЭ по предмету «русский язык и литература» станет проверять речевые компетенции, формируемые обоими предметами. Таким образом, ученик в 9 классе будет сдавать ГИА, который вберет в себя часть нынешнего ЕГЭ, а в 11 – писать итоговое сочинение, в оценке за которое будет предусмотрена оценка за русский язык. Оценка за ГИА и за итоговое сочинение будет суммироваться и приниматься вузами. Можно предложить такую долевую схему: 25 баллов «стоит» ГИА по русскому языку; 50 баллов «стоит» «русский язык» в сочинении (сюда относится грамотность всех типов), 50 баллов «стоит» «литература» (сюда относится содержательно-композиционно-стилистический пласт текста). Итого ученик может представить в вуз 125 баллов, что не разрушит баланс общей оценки.
Возможно, что к тому времени итоговые сочинения будут создаваться учащимися не ручкой на бланках, а на компьютерах с отключённой проверкой орфографии и пунктуации. При всей неоднозначности данного явления, компьютерный набор вытесняет из нашей жизни рукописные тексты, и образование вынуждено будет на это отреагировать. Есть и плюс у такой формы: она облегчает автору работы ее редактирование (экономя время на переписывание с черновика), а эксперту – проверку (чтение и определение ошибок в работе не затрудняет авторский почерк).
Этап III. Перспектива
Формируются условия для организации, помимо итогового сочинения по предмету «русский язык и литература», особой, дополнительной, формы итоговой государственной аттестации в виде устной защиты подготовленного в выпускном классе письменного проекта перед критически настроенной аудиторией (возможно, онлайн). Такая форма экзамена позволяет проверять не только письменные, но и устные речевые компетенции на материале, которому посвящён проект.
Концепция предложена коллективом авторов, которые участвовали в разработке этого экзамена.
В соответствии с поручением по реализации Послания Президента РФ начиная с 2014/2015 года одиннадцатиклассники опять будут писать выпускное сочинение.
Просто вернуть в школы выпускное сочинение, существовавшее до 2009 года, невозможно и не нужно.
Нужна «перезагрузка» сочинения, и мы предлагаем вам наше видение того, как это сделать. Мы понимаем, что нельзя всё поменять в один момент, поэтому рассматриваем три этапа: переходный (то, что необходимо сделать прямо сейчас), основной (то, какой хотелось бы систему видеть в ближайшем будущем) и перспективный (во что может дальше развиться идея школьного сочинения как выпускной работы).
Просто вернуть в школы выпускное сочинение, существовавшее до 2009 года, невозможно и не нужно.
Нужна «перезагрузка» сочинения, и мы предлагаем вам наше видение того, как это сделать. Мы понимаем, что нельзя всё поменять в один момент, поэтому рассматриваем три этапа: переходный (то, что необходимо сделать прямо сейчас), основной (то, какой хотелось бы систему видеть в ближайшем будущем) и перспективный (во что может дальше развиться идея школьного сочинения как выпускной работы).
Этап I. Переходный: 2014–2019 гг.
Основное изменение в этот период коснется обязательного ЕГЭ по русскому языку (ЕГЭ по литературе остается без изменений – для тех, кому он нужен для поступления). Мы предлагаем развитие части С обязательного ЕГЭ по русскому языку: вместо текста по предложенному отрывку (как правило, публицистическому) на 150 слов выпускник пишет работу объемом не менее 450 слов по одной из предложенных 8-10 тем, которые включают как темы по литературе, так и темы общекультурного характера. Соответственно время экзамена увеличивается (с 3 до 4-5 часов). Для разгрузки можно предусмотреть постепенное (!) перераспределение заданий частей А и В между ЕГЭ и ГИА (программа по русскому языку фактически заканчивается в 9 классе, и основную теорию можно спросить там). Оценка за сочинение составляет те же 23 первичных балла, что и нынешняя часть С (чтобы не ломать «стобалльность»).
Этап II. Реализация идеи: 2019–2024 гг.
В соответствии с ФГОС в старших классах вводится единый предмет «русский язык и литература», что, по-видимому, предполагает единый ЕГЭ по данному предмету. В связи с этим должны произойти принципиальные изменения с итоговой аттестацией по русскому языку, когда лингвистические компетенции будут проверяться в ГИА по русскому языку в 9 классе, а ЕГЭ по предмету «русский язык и литература» станет проверять речевые компетенции, формируемые обоими предметами. Таким образом, ученик в 9 классе будет сдавать ГИА, который вберет в себя часть нынешнего ЕГЭ, а в 11 – писать итоговое сочинение, в оценке за которое будет предусмотрена оценка за русский язык. Оценка за ГИА и за итоговое сочинение будет суммироваться и приниматься вузами. Можно предложить такую долевую схему: 25 баллов «стоит» ГИА по русскому языку; 50 баллов «стоит» «русский язык» в сочинении (сюда относится грамотность всех типов), 50 баллов «стоит» «литература» (сюда относится содержательно-композиционно-стилистический пласт текста). Итого ученик может представить в вуз 125 баллов, что не разрушит баланс общей оценки.
Возможно, что к тому времени итоговые сочинения будут создаваться учащимися не ручкой на бланках, а на компьютерах с отключённой проверкой орфографии и пунктуации. При всей неоднозначности данного явления, компьютерный набор вытесняет из нашей жизни рукописные тексты, и образование вынуждено будет на это отреагировать. Есть и плюс у такой формы: она облегчает автору работы ее редактирование (экономя время на переписывание с черновика), а эксперту – проверку (чтение и определение ошибок в работе не затрудняет авторский почерк).
Этап III. Перспектива
Формируются условия для организации, помимо итогового сочинения по предмету «русский язык и литература», особой, дополнительной, формы итоговой государственной аттестации в виде устной защиты подготовленного в выпускном классе письменного проекта перед критически настроенной аудиторией (возможно, онлайн). Такая форма экзамена позволяет проверять не только письменные, но и устные речевые компетенции на материале, которому посвящён проект.
9 ноября 2014