Рекомендации по оцениванию итогового сочинения в вузах

Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.

Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.


Критерии оценивания Баллы
К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выбор литературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,
и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
1
сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала.
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли. 2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается.
1
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть. 0
К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли,, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов. 2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. 1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла,  и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля. 1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля. 0
К6. Речевые нормы
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки. 2
Допущено 3–4 речевые ошибки. 1
Допущено 5 и более речевых ошибок. 0
К7. Орфографические нормы  
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. 3
Допущено 2–3 орфографические ошибки. 2
Допущено 4–5 орфографических ошибок. 1
Допущено более 5 орфографических ошибок. 0
К8. Пунктуационные нормы  
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка. 3
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки. 2
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок. 1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0
К9. Грамматические нормы  
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка. 2
Допущено 2–3 грамматические ошибки. 1
Допущено 4 и более грамматических ошибок. 0
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
Фактические ошибки отсутствуют. 1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале. 0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20




Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по десятибалльной системе

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20
19 октября 2016